Редакция сайта приводит текст интервью, данного Преосвященным Анастасием журналу "Русский Орёлъ".

— Владыка, каково, на ваш взгляд, значение в истории человечества монархии как власти одного человека над государством и нацией?

— Монархия — это от Бога данная власть, которую первый человек получил при своем сотворении. Слово Божие говорит, что человек создан по Образу и Подобию Бога. Как Бог является Царем мiра, как нас учит Св. Писание, так этот царский образ был запечатлен и на первом человеке.

Человек получил от Бога власть над всякими тварями земными и благословение от Бога управлять мiром, в который он был помещен. Царский образ — это венец Божественного творения. Свою власть человек растеял вследствие грехопадения. Но, тем не менее, этот образ сохранялся и в потомках Адамовых. Отец есть глава семьи и в образе отца семейства прослеживается образ той Царской печати, которую получил первый человек. Образ царя сохраняется во всех племенах. В Ветхом Завете — это патриархи, судии, цари. В языческом мiре также мы видим сохранение царского образа в лицах, поставленных для управления народами. Вожди племен имели разные именования — и князья, и цари.

Власть не есть личное достоинство человека, а это тот дар, который он получает от Бога. С точки зрения православного вероучения, царская власть — это не просто богоустановленная власть, но и осуществление власти Бога на земле. Подчиняясь своим вождям, израильский народ, тем самым, признавал власть Бога над собой. В этом и заключалась теократия, то есть Богоправление. И если цари отступали от воли Божией и нарушали Ее, то таких царей Господь отстранял от власти и лишал Своего помазания. Поэтому нельзя говорить о царской власти как о некой самоличной данности.

Православное вероучение видит, что царь земной есть образ Царя Небесного, равно как икона в Православной Церкви есть образ Христа на небе или образ святых угодников. И через почитание царя земного мы достигаем почитания Царя Небесного. Поэтому православное учение о монархии имеет в себе глубокий религиозный смысл. Простое почитание личности, авторитета или силы больше относится к языческому сознанию, хотя и язычники признавали, что цари поставляются от Бога или «богов». Для православных же царь — это не просто могучая военная или политическая сила, которой из страха за свою жизнь следует подчиняться, а это есть сила нравственная. Через служение царю земному православный человек учиться служить Царю Небесному. Если в сознании людей нарушено православное понимание служению Царю Небесному, то в нем нет и понимания служения царю земному, ибо для этих людей царь — это не есть святыня, для них это совершенно отвлеченное понятие, находящиеся вне религиозного сознания, а в сознании чисто-политическом, партийном.

Итак, наследственная монархия берет свое начало от Адама, как от родоначальника монархического устройства общества. По наследственному принципу — от отца к старшему сыну — совершалась передача власти и в семье, и в обществе. Из истории израильского народа мы знаем, что патриархи благословляли своих старших сыновей на дальнейшее служение.

Могли возникать другие временные формы передачи власти, но принцип наследования — это основный принцип передачи власти. Он был и в Византийской Империи, хотя и часто прерывался, он был и в России, начиная от первого князя Рюрика. Отступления от принципа есть исключение, а не само правило. Наследование по мужской линии от отца к старшему сыну было закреплено императором Павлом I и прописано в Законе Российской Империи. Если же мужская линия пресекается, то наследование переходит к женской линии. Таков Закон.

— Какое значение имеет для русских монархистов клятва Земского Собора 1613 года на верность Династии Романовых и актуальна ли она сейчас?

— Клятвы всегда актуальны, особенно те, которые дает народ на Земском Соборе перед Богом и Св. Евангелием. Эти клятвы простираются в вечность. Они не могут никем отменяться. Пример дал Сам Бог, который клялся и вступал в завет с Израилем, а затем заключил Новый Завет через кровь Иисуса Христа с Новым Израилем — Христианской Церковью. Эти великие клятвы вечны. И в какое бы время мы не отступили от этих обетов, мы одинаковым образом останемся клятвопреступниками. Поэтому русские православные люди, как связанные единой верой и единым национальным духом со своими предками, должны блюсти эти клятвы.

— Действуют ли сейчас законы Российской Империи, в частности — закон о Престолонаследии?

— Законы Российской Империи есть законы нашего государства Российского, которые были утверждены православным императором и освящены Церковью. Их отменить никто не может, тем более, революционным путем. И когда большевики, придя к власти в 1917 году, заявили об отмене всех прежних законов Российской Империи, то это было совершенное неправомерное заявление. Они перестали действовать только для самих большевиков.

Государь Михаил Александрович Романов получил права на наследственный Престол от своего Брата после того, как Николай Александрович под давлением отрекся от Престола. Государь Михаил поручил Учредительному Собранию обсудить изменения в Законах Российской Империи, чтобы затем эти изменения утвердить своей императорской властью. Но этого не произошло, ибо большевики разогнали Учредительное Собрание, которое пыталось собраться, чтобы решить вопрос о форме государственной власти. Этот вопрос не был до конца доведен. После расстрела всей Царственной Семьи и многих членов Дома Романовых некоторым людям хотелось, что бы в Престолонаследии была путаница. Но Закон о Престолонаследии никем не отменялся!

И вот в 1922 году Великий Князь Кирилл Владимирович, движимый сознанием того, что он остался старшим в царском роде, принял на себя обязанности Главы Российского Императорского Дома и Местоблюстителя Престола. Никаких других претендентов на Престол не существовало. Это было очевидно. И в соответствии с Законами Российской Империи Российский Императорский Дом действует до сегодняшнего дня. Тем самым, сохраняется живая связь с той исторической Россией и с той законностью, которая была нарушена большевицкими преступлениями.

Человек, который сознает себя русским монархистом и желает восстановления исторической государственности, должен действовать в рамках этого закона и признавать законную власть, которая продолжает действовать в лице Императорского Дома.

— Что лично привело вас на легитимно-монархические позиции и чем для вас является Российский Императорский Дом?

— Для меня это есть законная власть Исторической России, которую мы потеряли. И я вижу, что возрождение России может быть только тогда, когда мы начнем жить по законам Российской Империи. Я пришел к этому не в один час, не в один день, это путь всей моей жизни. Путь лежал через Православие, через стремление жить православно в личной и общественной жизни, через понимание того, что монархия и правая вера неотъемлемы, поэтому постепенно в моем сознании сформировалось мысль, что другой законной формы государственной власти в России быть не может. Эти положения были утверждены не только на Земском Соборе 1613, но и на зарубежном церковном Соборе 1921 года, а также и на последнем Земском Соборе во Владивостоке в 1922 году.

— Распространено мнение, что легитимизм среди значительной части священства и епископата исторической РПЦЗ был чем-то поверхностным и несерьезным. Так ли это было на самом деле?

— Легитимизм — это признание законной власти. Все наши архиереи от самого основания РПЦЗ признавали монархию как единственную законную власть в государстве. Другого и взгляда и не было. Зарубежные архиереи в 1921 году на первом заграничном Соборе исповедовали, что законная власть в России принадлежит Дому Романовых, как и прописано в Основном Законе Российской Империи. И лишь в послевоенный период, когда европейские страны полностью охватили демократические теории, в недрах Церкви начались отступления от церковного учения об общественном и государственном устройстве. Но сегодня все архиереи РПЦЗ считают, что законная монархия должна быть основой государственного устройства. Да и права на престол определяются не решением какого-либо церковного собора, а законами Российской Империи.

- Согласно Основным Законам Российской Империи, "Император яко Христианский Государь есть верховный защитник, хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в Церкви Святой благочиния». Влияет ли отступления от чистоты Православия монарха на его права на Престол?

- Монархом может быть только православный. Давайте прочтем Закон Российской Империи: «Первенствующая и господствующая вера в Российской Империи есть христианская, православная, кафолического восточного исповедания». И в другом месте: «Император, престолом Всероссийским обладающим, не может исповедовать никакой иной веры, кроме как православной». То есть, Основной Закон Империи исключает другую форму вероисповедования для императора. Даже если некое лицо призывается на российский Престол из другого государства, то оно по Закону о Престолонаследии вступает в обладание Российским Престолом лишь в том случае, если примет Православие.

— Бывали ли в истории случаи, когда монарх, сохраняя приверженность догматам Православной Церкви, переходил в структуру, чей канонический статус сомнителен? Влиял ли этот факт на его право быть законным Государем?

— Давайте вспомним историю. Нередко византийские императоры отступали от Православия. Примеров много. Возьмем даже такой, довольно крайний: Юлиан Отступник взошел на императорский Престол, будучи христианином, а впоследствии отступил от Православия и стал гонителем Церкви, уклонившись в язычество. Такое отступление давало право подданным императора в тех пределах, которые он нарушил, не подчиняться Юлиану. Однако право быть императором осталось за Юлианом. Его наследники принимали от него право наследования Престола как от законного императора. То есть, даже в такой, довольно крайней ситуации, права на Престол сохранялись.

Или другой похожий пример. Если епископ или патриарх, как сказано в 15 правиле Константинопольского Двукратного Собора, уклоняется в ересь, то другие епископы, священники и миряне имеют право от него отойти, прервать с ним общение покуда заблуждающийся епископ не покается, но не может мiрянин сказать, что это епископ незаконный, так как это функция церковного суда.

Таким образом, если император преследует свой народ и вынуждает подданных отступить от истины, то в этом случае православный христианин должен этому противодействовать. Но законность Престолонаследия в этом случае не исчезает, передаваясь через такого отступившего императора его потомкам.

Так происходит и в отношении родного отца. Отец семьи это глава маленькой ячейки общества. И дети должны его слушаться. 5-я заповедь говорит: «Почитай отца и мать свою». Поэтому если отец, которого должно почитать по Заповеди Господа, поступает в чем-то неправильно и учит нечестию своих детей, то мы должны во всем ему повиноваться, кроме того, что идет против Закона Божия. А поскольку Император это отец нации, то народ ему должен подчиняется во всем, кроме тех отступлений, которые этот отец совершил в делах веры.

— А если человек незаконно забрался на царский трон, будучи самозванцем, каким в русской истории был Лжедмитрий I, то, выходит, даже гражданские обязанности не следует выполнять?

— Гражданские обязанности возложены на человека вне зависимости от того, есть ли Лжедмитрий или нет Лжедмитрия. Если мы договорились с тобой о чем-то, то должны исполнять этот договор. В обществе все связано взаимными договорами, которые мы между собой заключили. Или если пришел "лжедмитрий", то мы должны врать и не исполнять своего долга? Наши гражданские обязанности остаются на нас. Однако почитание этого лжецаря невозможно, так как это уже лжеикона Бога, это уже не образ Царя Небесного. Ему мы не должны воздавать почести как законному царю. Другое дело, что бывает, когда и "лжедмитрии" помазаны. Над Лжедмитрием было совершено таинство мvропомазания. Поэтому его многие русские люди признавали как законного царя и помазанника Божия, хотя он законного права на Престол не имел. Печальные вещи происходят, когда ради политических выгод люди идут на подлоги и Лжедмитрия начинают выдавать за законного царя, когда безбожную власть называют законной, а патриархи эту безбожную власть благословляют. Нужно жить честно по закону Божьему.

— Какой смысл вкладывает Церковь в священное коронование и мvропомазание, которое исторически совершалось в Московском Успенском Соборе Кремля над императором? Можно ли считать императора помазанником Божиим до мvропомазания?

— Император вступает на Престол в момент смерти предшествующего императора вследствие того факта, что Престол освободился. А мvропомазание совершается над уже действующим императором, чтобы он воспринял Божественную благодать, дающую силу осуществлять его великое служение. Ибо царское служение — очень тяжкое, это служение всему народу и Богу, перед Которым император несет отчет за свои дела. Естественно, что Божиим помазанником является тот, над кем совершено помазание. Через мvропомазание император начинает осуществлять свое служение как церковное делание, а не просто как мiрское.

— Говоря, пускай и чисто теоретически, о возможности восстановления монархии, иные люди считают, что для этого необходим Земский Собор или народный референдум. Иные говорят, что этого и не нужно, что Земский Собор  уже состоялся в 1613 году, определив Царскую династию, и в случае кризиса и изменения политической обстановки законному наследнику Престола просто потребуется взять власть в свои руки.

— Ни первый русский князь Рюрик, ни первый царь из рода Романовых Михаил Феодорович не брали власть в свои руки. Им эту власть приносил сам народ. Восстановление монархии в нашей стране случится тогда, когда народ попросит законного наследника взойти на Престол и взять в свои руки скипетр и державу. А для этого нужен православный народ с монархическим сознанием и с чистой совестью, очищенной покаянием от лжеучений, которые сейчас раздирают наше общество. В современном обществе монарху делать нечего. Профессор И.А. Ильин говорил, что монарха нужно заслужить. Добавлю, что не только заслужить, но и умолить его, чтобы он простил нас и принял нас под свою державу.

— Профессор И.А. Ильин еще полагал, что общество необходимо подготовить к восприятию ценностей монархии, возлагая надежду на национальную диктатуру, которая утихомирит враждебные силы и подготовит путь Царю.

— Это тактические ходы, их может быть много. Но пока не будет подготовлена почва для всходов в виде монархии, никакая диктатура ничего не изменит.

8.02.2011 г. от Р.X. Владивосток.