Киев, 27 сентября/10 октября 2010 года



Возлюбленные во Христе отцы, братья и сестры, в Отечестве и в рассеянии сущие!

Мы, Архиереи Русской Православной Церкви Заграницей, собравшиеся на очередной Архиерейский Собор в колыбели русского православия в богоспасаемом граде Киеве, прежде всего хотели бы засвидетельствовать своей дорогой пастве о той духовной радости, которой посетил нас Господь после многих испытаний, явившейся через мироточение иконы Божией Матери "Державной", в монреальском храме Преподобного Серафима Саровского, в марте сего года. Это свидетельствует нам о том, что милостивый Господь не оставляет нас Своей Благодатию, не смотря на многие грехи наши, и призывает нас к покаянию и стоянию в истине, как это делали Святые Царственные Мученики, Святейший Патриарх Тихон и святые Новомученики и Исповедники Российские.

Истина для христианина дороже всего на свете, а потому и единение для христианина дорого только то, которое в истине. Я на то родился и на то пришел в мiр, чтобы свидетельствовать о истине, говорит Сам Господь Иисус Христос: Всякий, кто от истины, слушает гласа Моего (Иоан. 18, 37)., и увещевает тех, кто желает веровать в Него, познать истину (Иоан. 8, 32), ибо вне этой истины нет свободы от греха, а следовательно нет и спасения. Поэтому не только неправильно, а даже преступно стремиться к какому бы то ни было единению с кем бы то ни было, поступаясь истиной. Вот почему и Святые Отцы Церкви, столь много и безкомпромиссно боровшиеся с еретиками, искажавшими истину Христова учения, и раскольниками, раздирающими Нешвенный Хитон Христов, говорят, что есть прекрасное разногласие, как есть и самое пагубное единомыслие. Св. Григорий Богослов, столь много заботившийся о мире в Церкви, тем не менее говорит: "а некоторым лучше быть в раздоре, нежели в единомыслии" (Творения ч. 2, стр. 189). Не единства самого по себе, как такового, должны мы добиваться, а единения в истине. Православие же есть именно не что иное, как полнота христианской истины, в противоположность большим или меньшим отступлениям от истины, искажениям истины, малым или большим компромиссам с неправдой, каковы суть другие исповедания, пусть и именующие себя "православными", но, которые, по словам Св. Правед. Иоанна Кронштадтского, содержат истину в неправде (Рим. 1, 18).

Как Вы знаете, возлюбленные, в последнее время стали раздаваться призывы от некоторых лиц, отпадших от того истинного пути, которым всегда шла Зарубежная Церковь, о возможности объединения с ними. Наш Собор, рассмотрев эти призывы, определил, что такая возможность может быть только тогда, когда они через покаяние возвратятся к тому истинному пути по которому всегда шла и сегодня идет Зарубежная Церковь, и засвидетельствованному Блаженнейшим Митрополитом Виталием в Окружном послании от 09\22 июня 2001 года и в Чрезвычайном заявлении от 14\27 октября 2001 года.

Прошедший год, ознаменовавшийся целым рядом, граничащих по своим масштабам с апокалиптическими, катаклизмов для окружающего мира, прошел в относительном спокойствии и благоденствии для нашей Церкви. Во многом это стало возможным благодаря плодотворной работе предыдущих 2-х Архиерейских Соборов, выработавших ряд основополагающих положений, регулирующих жизнь Церкви в современных условиях, а также благодаря стремлению всех членов Архиерейского Собора разрешать все возникающие проблемы в духе братской христианской любви.

Милостью Божией, продолжая восполнение епископата нашей Церкви, нами были совершены хиротонии новых епископов : иеромонаха Тихона (Антонова) во Епископа Васильковского, викария Молдовской епархии, игумена Мартина (Лапковского) во Епископа Алексинского и Южно-Российского. В связи с удовлетворением прошения Епископа Виктора (Парбуса) о выделении Северо-Русской епархии и перемещением его на нее с титулом Санкт-Петербургский и Северо-Русский, на вдовствующую Западно-Европейскую кафедру был избран и хиротонисан иеромонах Кассиан (Мухин) с титулом Марсельский и Западно-Европейский.

Эти радостные события должны укрепить всех, кто смущается кажущейся малочисленностью нашей Церкви и тем, что враг рода человеческого с помощью своих верных слуг в мире сем, через расколы, сделал все, что бы спрятать Ее под многочисленными "обломками" и "осколками".

В наши дни всеобщего отступления не нужно смущаться. Это – попущение Божие, о котором мы давно уже предупреждены Евангелием и Апостольскими посланиями. Но нужно в эти смутные времена позаботиться о том, чтобы сохранить верность Христу Спасителю и Его истинной Церкви. "Не жди благоустройства в общем церковном составе" – говорит старец Исаия другому великому наставнику духовной жизни, много писавшему о колебании здания Церкви темными силами, Святителю Игнатию (Брянчанинову): "а будь доволен тем, что представлено в частности спасаться людям, желающим спастись".

Требуется со стороны всякого христианина непрестанное внимание к себе, непрестанная борьба с воинственным грехом – истинная вера в Бога, Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, верность Его Св. Церкви, непрестанная молитва для привлечения милости и помощи Божией, ибо без Бога мы не можем делать ничего доброго, а можем только согрешать непрестанно.

Чада Зарубежной Церкви, да не смущается сердце ваше! Мы живем в нелегкое время – время соблазнов и отпадений, время отступления от Истины. Все меньше становится тех, кто не желает следовать компромиссным путем экуменизма и сергианства. Повсюду ослабела молитва, и своими грехами живущие на земле привлекают на себя различные природные катаклизмы, землетрясения, ураганы, пожары. Все больше и больше наша планета напоминает пороховой погреб, готовый взорваться в любую минуту и все истребить. Все труднее и труднее становится прокладывать свой жизненный путь православному христианину, который хочет быть до конца верным Христу и Его Св. Церкви. Когда он сохраняет всецелую преданность Церкви и Ея священным канонам – его обвиняют в "узости" и "отсталости", и в нежелании считаться с "действительностью". Когда он, защищая свою веру, отказывается от общения с отступниками и разрушителями Православия – его обвиняют в "расколе", в отсутствии любви и в недоброжелательном отношении к "инакомыслящим". Когда он выступает как решительный противник теперешнего уклада жизни, наполненной клеветой, ложью, лукавством и эгоизмом – на него летят насмешки, нарекания и осуждение. Да не смущается сердце ваше! Все, что мы видим теперь, давно предсказано Спасителем и Его Апостолами. "Но Сын Человеческий пришедши, найдет ли веру на земле?" (Лук. 18, 8). Св. Апостол Павел в свое время предсказывал: будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху, и от истины отвратят слух и обратятся к басням (2 Тим. 4, 3-4). Сам Господь прямо предупредил: "будете ненавидимы всеми народами за имя Мое" (Матф. 24, 9).

Отчего этот всеобщий упадок, брожения и повсеместное отступление? От нежелания искренно следовать духовной жизни во Христе Иисусе Господе нашем.

Наш великий зарубежный Святитель Филарет Исповедник , прославленный Господом своими нетленными мощами призывает всех нас: "Чада Церкви! Православные русские люди! Вспомним о своем православии; вспомним – к чему нас обязывает наше звание и состояние в лоне Церкви Христовой! Исправим свою жизнь – оцерковим ее! Сделаем главным началом нашей жизни – полное и безоговорочное послушание Церкви... Устраним из своей жизни всякую грязь, безстыдство, распущенность и своеволие, которыми так заполнена жизнь и обстановка, окружающая нас! Будем православными не по названию только, но – по самой жизни своей! Тогда и молитва наша дойдет до Престола Господа славы" и Господь помилует нас и управит наш путь и нашу жизнь. Аминь.

+ Архиепископ Владимир Сан-Францисский и Западно-Американский

+ Епископ Анастасий Владивостокский и Дальневосточный

+ Епископ Виктор Санкт-Петербургский и Северо-Русский

+ Епископ Алексий Солтановский и Молдовский,

+ Епископ Тихон Васильковский, Викарий Молдовской епархии

+ Епископ Мартин Алексинский и Южно-Российский

+ Епископ Кассиан Марсельский и Западно-Европейский.