Послание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей клиру и пастве нашим

Фото: Архиерейский собор РПЦЗ, Монреаль, Канада, 2009 год.

Возлюбленные о Христе отцы, братья и сестры в Отечестве и в разсеянии сущие!

Мы, архиереи Русской Православной Церкви Заграницей, собравшись в г. Монреале (Канада) на очередной Архиерейский Собор, после прославления во святых Святителя Филарета Исповедника, сообщаем вам о посетившем нашу Церковь испытании. Пожар, произшедший в Свято-Серафимовском храме г. Монреаля нанес существенный ущерб Монреальскому приходу и нашей Церкви.

Прежде всего мы хотели бы выразить слова сочувствия и поддержки приходу храма Преп. Серафима Саровского. Господь попустил быть огненному искушению не только монреальскому приходу, но и всем нам, особенно священноначалию и священнослужителям – накануне Собора, который есть дело не только архиереев, но это событие для всей Церкви. Ибо «страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1 Кор. 12, 26).

Если три святых отрока – Анания, Азария и Мисаил, – когда были брошены в раскаленную печь, но остались невредимы, воспевали там: «Согрешихом, беззаконовахом, неправдовахом пред Тобою и воистину по делам нашим наказуемы есьмы!», то не более ли и нам подобает просить Господа о помиловании нас грешных за наши грехи перед Господом, Святой Церковью и перед нашей паствой? Как учит возлюбленный ученик Христов св. Иоанн Богослов: «если мы говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Иоан. 1, 8).

Слово «наказание» в Св. Писании в большинстве случаев обозначает научение, наставление. И как в учении корень горек, а плоды сладки, так и наказание применяется не для того, чтобы огорчить, – ибо Господь неизменен и всегда одинаков, Он Благ и Человеколюбец, – но чтобы направить на путь покаяния, Истины и спасения.

Господь никогда не посылает наказания сверх сил, как об этом свидетельствует Св. Апостол Павел: «Вас постигло искушение, – пишет он к Коринфянам, – не иное, как человеческое: и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10, 13).

Если мы будем нести наказания Божии с покорностью и терпением, не теряя любви к Богу и своему ближнему, полностью доверяя Господу и полагаясь во всем на Его Всесвятую волю и Его Пресвятой Промысл, то не потерпим от находящих на нас бед и напастей ни сейчас, ни в будущем никакого зла, но приобретем только одну духовную пользу.

Наше общее послушание для всех чад нашей Зарубежной Церкви, и пастырей и пасомых, – не ставить для себя выше никаких других интересов и стремлений, кроме как послужить Господу и Его Святой Церкви, спасая свои души и содействуя спасению душ всех православных людей в изгнании и разсеянии сущих. Наше спасение должно соделываться нами на основе взаимного доверия. Ибо где нет доверия – там нет любви.

Видя в этом событии промыслительное действие Божие и сознавая свою ответственность перед Господом и вами, нашей паствой, движимые искренним желанием приведения нашей Церковной жизни к мирному и благоденственному состоянию, руководствуясь принципом соборности, как основой бытия Церкви Христовой, нами было принято «Временное Положение о порядке Церковного Управления Русской Православной Церкви Заграницей».

Смысл этого «Положения» заключается в том, чтобы в условиях, которые возникли в последние годы вследствие нестроений, нарушений соборности и значительного уменьшения численного состава нашего епископата, когда невозможно избрать Первоиерарха в сане Митрополита, как этого требуют правила нашей Зарубежной Церкви, организовать, на каноничеcких основаниях, управление церковными делами, чтобы привести нашу церковную жизнь «к тихому и безмолвному житию во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим. 2, 2).

Руководствуясь «Временным Положением о порядке Церковного Управления», нами был избран Архиерейский Синод в составе: Председателя Архиерейского Синода – Архиепископа Сан-Францисского и Западно-Американского Владимира, Заместителя Председателя Архиерейского Синода – Епископа Владивостокского и Дальневосточного Анастасия и Секретаря Синода – Епископа Парижского и Западно-Европейского Виктора.

Собором были упразднены временно образованные при чрезвычайных церковных обстоятельствах Церковные Округа: Американский и Евразийский и назначены временно управляющие епископы на вдовствующие кафедры.

Был принят также ряд других определений для улучшения организации церковного управления.

Целью всех наших церковных деяний должно быть возстановление нарушенной соборности. В основе соборности Церкви лежит дух свободного общения. «Где двое или трое собраны во имя Мое» – говорит Христос, – «там Я посреди их» (Матф. 18, 20).

Дух соборного общения соединяет всех нас для разрешения тех задач и проблем, которые требуют совместного обсуждения, участия в общей молитве, покаянии, благодарении и любви за Божественной Евхаристией, общего изволения в принятии решений.

Истинное общение во Христе требует самоограничения и воздержания, терпения и смирения, внимания к себе и к другому – ближнему, взаимного уважения, прощения и доверия. Посему призываем всех вас приступить к этому соборному деланию, ради высшей цели христианской жизни, которая есть любовь. Ибо «пребывающий в любви, пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Иоан. 4, 16).

Молим Господа и просим свв. молитв у всех священнослужителей и пасомых нашей Зарубежной Церкви, чтобы не только внешнее наладилось в нашей церковной жизни, но наипаче – наше внутреннее духовное устроение. Мы, православные христиане, призваны не прилепляться чрезмерно к этой временной земной жизни и искать не столько временного, сколько вечного, и стремиться получить в свое обладание не земные, а небесные сокровища. Выше и драгоценнее всего должно быть для нас Царствие Божие, к наследию которого мы все предназначаемся, и Правда Его, то есть исполнение заповедей Божиих, как законов этого Царствия, любовь к Богу и ревность о Нем и Его Святой Истине.
Если служение Богу и Его Правде мы поставим главной целью своей жизни, то Господь Бог обещает нам дать все, в чем мы нуждаемся в этой временной земной жизни – те вещественные блага, без которых мы, как плотские и смертные люди, не можем обойтись.
«Ищите прежде Царствия Божия и правды Его» – говорит Сам Господь – «и сия вся», т.е необходимые земные блага, «приложатся вам» (Матф. 6, 33). Аминь.


+Архиепископ Владимир Сан-Францисский и Западно-Американский

+Епископ Анастасий Владивостокский и Дальневосточный

+Епископ Виктор Парижский и Западно-Европейский

+Епископ Алексий Солтановский и Молдовский


26 сентября / 9 октября 2009 г.
Преставление Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова
г. Монреаль, Канада